Представляю вашему вниманию перевод статьи Роба Гатри, опубликованную на портале Kotaku. Статья показалась мне очень любопытной, хоть её тема давно не является новостью. Автор рассказывает о последствиях действий Microsoft / Mojang, направленных на соблюдение серверами условий лицензионного соглашения.
Почти никогда Mojang не ограничивало существование серверов Minecraft, если не считать несколько небольших условий. Большие сервера, такие как Hypixel или Mineplex, могут даже конкурировать с другими играми как по числу игроков, так и по числу задействованных сотрудников. Однако, в июне 2014 года, компания Mojang начала «давить» на независимые сервера и ограничивать их в том, что придавало этим серверам уникальности.
Действия Mojang/Microsoft, направленные на защиту торговой марки и соблюдение лицензионного соглашения (EULA), нанесли огромный вред сообществу, возможно невосполнимый. Несмотря на то, что крупные сети продолжают функционировать, множество серверов закрылось в т.ч. и благодаря «правозащитной» практике разработчиков.
Конечно, слухи о смерти Майнкрафта преувеличены — продажи идут как никогда, но в тоже время мы можем констатировать смерть определённых направлений.
Закат эпохи независимых серверов
Одна из причин популярности частных серверов — это неадекватная природа официальной альтернативы. Realms — мультиплеерная платформа, предлагаемая Mojang, до сих пор очень ограничена в своих возможностях. Она до сих пор не может тягаться с обычными серверами, учитывая как легко можно их создавать, изменять и содержать.
В тоже время, разработчики сложили с себя груз ответственности за управление сообществом и разработки отдельных участников. Частные сервера изо всех сил старались сформировать и поддерживать сообщество игроков, что сделало Minecraft таким феноменом. Без карт, без модов и миров, предлагаемых серверами такими как Hypixel, Minecraft никогда не приобрёл бы той популярности, которая у него есть сейчас.
Невозможно сосчитать число игроков, которые играют в Майнкрафт на всевозможных серверах. Однако на одном из самых крупных проектов — Hypixel, зарегистрировано 10 миллионов уникальных учётных записей. Но в тоже время, легко наблюдать то влияние, которое оказали эти сервера на развитие игры и сообщества. Большинство мини-игр были разработаны и получили известность на больших серверах, таких как Mineplex или Shotbow. Многие из них, такие как Battle и Tumble, даже были реализованы в версии Minecraft Console Edition.
Конечно, то что сервер может создать и запустить каждый не значит, что это дешево или очень просто. Большинство серверов не выносит на публику информацию о своих расходах, но если взглянуть на расходы средних серверов, как Minecraft Middle Earth, то можно увидеть, что сумма может достигать несколько тысяч долларов в месяц.
Для оплаты хостинга и труда персонала, возник рынок дополнительных услуг. Продаётся всё от косметических улучшений до внутриигровых предметов. Иногда это довольно безобидно, хотя некоторые сервера быстро показали себя с худшей стороны, продавая по непомерно высоким ценам звания и ранги, на которые как правило падки дети.
Какое-то время, крупнейшие сервера наслаждались тёплыми отношениями с Mojang. У них было явное или неявное разрешение на взимание платы с игроков. На первых конференциях Minecon, представители серверов приглашались к участию, им даже предоставлялась возможность проведения отдельных презентаций, таких как «Modding with the Pros» (Создание модов с профессионалами) и «Growing a Server Community» (Формирование серверного сообщества). Со временем, отношения остыли. «Как у разъехавшихся школьных друзей» — по выражению Наварра Барнье из Shotbow.
Начало ограничений
В июне 2014 года, как раз перед тем как Microsoft приобрёл Mojang, разработчики бросили сообществу настоящую бомбу.
Статья в блоге компании, озаглавленная «Поговорим о монетизации серверов», выглядела достаточно безобидной, но по сути она угрожала пошатнуть стабильность всей экосистемы частных серверов. Статья просто разъясняла лицензионное соглашение, но по сути в ней объявили нарушающими правила широко распространённые практики, такие как продажа игровой валюты.
Было много разногласий, но общее настроение сводилось к тому, то разработчики имеют право требовать соблюдения этих правил, чтобы предотвратить самые хищные способы эксплуатации игроков.
Для некоторых серверов изменения оказались полезны. Долгое время они существовали без каких-либо гарантий, что их не запретят. Изменения дали возможность выйти из «серой зоны», как охарактеризовал это состояние Аарон Донахи, операционный менеджер Hypixel. «Это позволило сформировать годовой план» — сказал он — «Раньше мы не заглядывали дальше чем на месяц». Без угрозы закрытия Hypixel и другие «легитимные» сервера, могут вести легальную деятельность и развиваться.
Но для других, будущее оказалось не таким уж и ясным. За статьёй в блоге не последовало каких-то активных действий, поэтому большинство серверов просто продолжили свою деятельность.
Вначале прошлого года на работу в Mojang были принято несколько сотрудников — «защитников брэнда», которые сразу взялись за дело. Они разослали электронные письма тем, кто проигнорировал EULA, а позднее создали чёрный список, куда были включены самые злостные нарушители. Некоторые сервера, которые ранее были популярны, потеряли всех игроков. Команда Hypixel вычистила всё что могло быть отнесено к нарушению лицензионного соглашения, но уже после того как было объявлено о завершении работ, они получили грозное письмо с требование удалить лошадей, предоставляемых в качестве награды за пожертвования. Несмотря на то, что эти лошади не участвовали в игровом процессе и пользоваться ими можно было только в серверном лобби.
Несмотря на наличие соглашения с Mojang и уверенности, что их сервера соответствуют EULA, игровая сеть Shotbow тоже получила бескомпромиссное требование удалить их «мягкую» валюту — Shotbow XP.
«Мы спросили о нашем соглашении Карла [Манна, бывший сотрудник Mojang] и получили недвусмысленный ответ о том, что вне зависимости от наличия каких-либо соглашений мы обязаны соблюдать требования или нас внесут в чёрный список» — сказал Барнье. »Это было довольно страшно: на данный момент мы потратили больше четырёх лет на наши игры и вдруг мы оказались в ситуации, когда можем всё потерять».
После изменений, даже серверам с большим числом игроков, пришлось постараться, чтобы остаться на плаву. Популярная сеть Overcast Network была выкуплена Lifeboat, большой сетью игровых серверов Pocket Edtion. А проекту Mineplex пришлось противостоять волне распространившихся слухов о скором закрытии или блокировки серверов.
Некоторые сервера пошли на крайние меры, начав выпускать взломанные лаунчеры и пиратские версии Minecraft. Другие решили просто не обновляться и работать с устаревшими версиями Майнкрафта, вместо того чтобы меняться в угоду требований Microsoft.
Для многих серверов изменение модели монетизации было равнозначно закрытию.
Несмотря на попытки Mojang по части взаимодействия с сообществом, в целом мероприятия по «принуждению к лицензионному соглашению» оказались непоследовательны и неравномерны. Некоторые сервера были жестоко наказаны, тогда как другие были просто проигнорированы. Пострадало или было закрыты довольно много серверов, тогда как множество серверов с платными рангами и продажей предметов, продолжают существовать без каких-либо последствий. «Открылись двери для диалога» — говорит Донахи, ссылаясь на опыт последнего общения с Microsoft, однако фактически урон уже нанесён.
Неопределённое будущее
«Если раньше у нас был открытый рынок (и честно говоря более взрослая база игроков), то сейчас мы жестко ограничены рамками, не дающими никакого поля для манёвра» — говорит Барнье — «Ограничения, которые могут меняться без согласования с тобой. Я был бы очень удивлён если сейчас произошёл большой всплеск создания серверов, как это было при появлении MineZ, Dungeon Realms и других».
Множество старых игроков Minecraft считают, что Mojang/Minecraft отказались от людей, которые сделали игру популярной. Это люди которые потратили кучу времени на формирование сообщества, творчество и популяризацию игры.
И трудно не быть циничным, говоря о действиях Microsoft, учитывая то, что они заимствуют наработки сообщества для создания новых режимов игры, продвигая свою собственную модель хостинга. После многих лет ответственности по формированию сообщества, которая по сути лежала на владельцах серверов, многие из них сейчас, чувствуют себя обманутыми из-за возросшего давления и отсутствия какой-либо связи с Microsoft и Mojang.
Ну а пока, владельцы Minecraft, явно надеются избавить мир от серверов-нарушителей, без нанесения вреда будущему самой игры.
До 2014 года серверная среда богата на новые моды, карты и режимы игры, а сейчас инновационный процесс значительно замедлился. Многие заметные представители сообщества, такие как команда Yogscast, нашли другие области применению своим талантам. А при уменьшении и или закрытии таких старых сообществ, есть вероятность, что игроки просто уйдут в другие игры, а не перейдут в Realms или другие сервера.
Судя по тому как Microsoft продолжает продвигать Pocket / Console Edition, пренебрегая оригинальной Java-редакцией, можно сделать выводы о переходе Minecraft к более структурированной корпоративной модели. В этом есть свои плюсы: внешний лоск, лучшая поддержка, частые обновления… Но всё это не может перевесить потерю разнообразия, которое подарило этой игре такой монументальный успех.
Minecraft не умрёт, но если всё пойдёт так как это происходит сейчас, то он станет абсолютно другой игрой.
Роб Гатри (Rob Guthrie), @RobertWGuthrie
While Mojang/Microsoft are well within their rights to protect their brand and enforce their EULA, the changes have damaged the community, perhaps irreparably.
Повод задуматься владельцам серваков, коих сейчас развелось столько…
Тут интересная ситуация. Под удар попадают «лицензионные» сервера. По сути только их можно блокировать. А пиратские — они и так пользуются левыми лаунчерами и любые блокировки их не чешат.
Другое дело, что тут задаётся тренд. Если крупные зарубежные сервера перестанут изобретать новые мини-игры, то интерес к игре будет угасать в целом.
Единственное, что сейчас на мой взгляд подстегнёт интерес к игре — это развитие системы аддонов MCPE. Но как сказал автор статьи, это уже будет другая игра и другое сообщество.
Мда… Много переводил) хватило только на 25% текста
Кстати, с точки зрения перевода — для меня это был один из самых лёгких длинных текстов. Наверное, потому что тема мне интересна ;)
Интервью Сакса Пёрсона, мне показалось довольно скучным (из-за того, что там был рассказ об уже известных вещах) и потому переводил я его очень долго.