Автор этой статьи — Сергей Родин. Я знаком с ним уже давно, и он не только участник нашей группы, но его можно считать одним из вдохновителей этого сайта, по крайней мере многим его советам я следую до сих пор.

В блоге Сергея публикации посвящены разным играм, и одну из них, связанную с Minecraft, я хочу предложить вашему вниманию.

Вы когда-либо сталкивались с крупными проектами в Minecraft? Наверняка слышали, но точно не уделяли этому слишком много своего внимания. И правда, кто-то построил копию мира из «Игры престолов» или воссоздал определенную локацию, знакомую большинству геймеров. Про это интересно читать, но играть — едва ли.

Главная и основополагающая проблема серверов с фантастической архитектурой, как бы это не было странно, бесполезность строений. Несмотря на кажущийся вау-эффект, проводить там свое личное время не лучшая идея. Взглянуть раз, да и только. Некоторые карты и вовсе создаются ради «вкусных» скриншотов, в реальности выглядя уныло и блекло.

Но буквально недавно мне посчастливилось столкнуться с проектами, выбивающимся из классического представления «майнкрафтеров». Комьюнити в которых настолько сплоченное, что их организованности и активности позавидовала бы любая мультиплеерная игра.

Сегодня я познакомлю вас с феноменом политических серверов.


В общем понимании, политический сервер Minecraft — это все та же классическая ванильная сборка с довольно громоздкими плагинами, значительно усложняющими игровой процесс. Говоря проще, мы имеем некую смесь из классического выживания, возведенной в абсолют экономики, отыгрыша ролей и жесткого администрирования с правилами, которые невозможно понять новичку. В целом, не казуальная это тема, совершенно.

Фишка таких проектов в их непредсказуемости. Ведь вся движуха создается самими игроками. Кто-то объединился и создал целую страну, объявив войну другому государству из-за ссоры в социальных сетях. Все держится на активности игроков. И я вас уверяю, ее там полно.

Классический Minecraft ассоциируется с детьми, но «целевики» политических серверов — это подростки и студенты, обладающие свободным временем, уже не желающие бесцельно строить обычные домики.

Основополагающим движком всех политических серверов в СНГ является плагин «Towny», обладающий открытым исходным кодом и невероятно гибкими файлами конфигурации, позволяющими грамотно и детально настроить не только экономическую базу, но и глобальный темп игры.

Работает он так. Каждый игрок волен взять под контроль некую территорию свободной земли и развивать на ней свое поселение. Делать он это может как один, так и с другими игроками. Такие территории принято называть городами. Взял землю и основал город, назови его Новосибирском, молодец. Однако плагин прописан так, чтобы игроки были вынуждены развивать города сообща, ведь в нем прописаны определенные лимиты доступной для застройки земли, и жить в одном городе с другими людьми, мягко говоря, выгоднее. Однако карта мира имеет свои границы. Дальше них развиваться и играть нельзя.

Игрок, основавший город, именуется мэром и отвечает головой за сохранность городских ресурсов, денег и власти. В его обязанности входит ежедневная уплата налогов (серверу), организация граждан и планирование. Руководитель, одним словом.

Жители же развивают город и уплачивают налоги в казну, которую расходуют для закупки ресурсов, оружия или услуг, которые предусмотрены правилами сервера. Несколько городов могут объединится в коалиции и целые страны. Все зависит от желания самих игроков или амбиций руководителей.

Экономика

Качество политического сервера всегда исходит из того, насколько хорошо прописана экономика. В игре много различных условий и вещей, которые необходимо предусмотреть. Если какой-то сервер справляется с балансировкой денежно-ресурсного круговорота, то почти сразу приобретает статус культового.

Возможно, вам покажется это смешным, но таблицы ценообразования на крупнейших серверах настолько сложны и запутаны, что мне пришлось лично связываться с владельцами таких серверов и просить их прокомментировать всю ту непонятную стену цифр, которую я видел перед собой.

За качественно составленные таблицы Excel людям выплачивают огромные гонорары, а результаты их труда не продаются ни под каким предлогом. Над ценообразованием работает целая команда из аналитиков и тестеров. Хотя казалось бы, Minecraft.

Слив исходников экономики сравним со сливом исходного кода крупной игры. Для проекта это не только удар по репутации, но и целенаправленный поиск дыр со стороны опытных игроков

В качестве валюты используются либо самые редкие и ценные ресурсы, либо виртуальная игровая валюта. Для поддержания городов и уплаты налогов требуется добывать ресурсы, продавая их заготовленным NPC или «командным» магазинам, где по заранее прописанному прайсу можно переводить из одного в другое.

По классике, обратный курс значительно превышает первичный. Если вам хочется продать 10 блоков земли, то вы получите условные 5 монет. В ином случае, если вам вдруг приспичит приобрести у серверного NPC 10 блоков земли, то будьте готовы заплатить 10-15 монет. Купить всегда сильно дороже, чем добыть. И знаете что? Это далеко не так просто, как может показаться.

Все дело в долгосрочном развитии игрового процесса. Если изначально игрок появляется на карте мира совершенно не обремененным какими-либо обязанностями и может свободно добывать ресурсы, то со временем целый ряд невозобновляемых ресурсов становится чертовски редким.

Единственным способом его получить становится покупка по завышенным ценам у серверных NPC. Но и тут есть свои варианты. Игроки могут заранее скопить необходимые суммы на будущее, отвоевать их у других или даже открыть торговый путь, где методом бартера устанавливать свои цены на те или иные ценные товары.

Понимаете ли в чем дело: как я уже сказал, политические серверы держатся исключительно на игроках и их креативном подходе. Даже если какой-то определенный город собрал в своем составе разношерстных игроков, отвечающих за ту или иную деятельность, то всегда окажется человек, не справляющийся с обязанностями или выполняющим их не в полном объеме.

Грубо говоря, без помощи других игроков тут не выжить. Это поле для развития торговли, так и военных конфликтов. Иногда проще достать мечи и забрать «свое», чем организовывать внутриигровые встречи, обсуждая, за сколько условный Ярославль готов поставлять в Москву железо.

Хорошо продуманная экономическая система должна быть такой, чтобы работало как можно больше возможностей вести политическую деятельность. Нет никакого смысла добывать алмазы, если выращивание картошки быстрее и выгоднее. К тому же картофель растет всегда и никогда не кончится. Крутая экономика дает возможность всем добиваться своих целей в примерно одинаковом темпе.

Жизненный цикл

В отличие от множества других серверов, «политические» живут сезонами. От обнуления до следующего обнуления. Они не могут существовать больше своего жизненного цикла. В среднем, один сервер живет от 2 до 4 месяцев, после чего все города и страны удаляются с карты. В кругах майнеров это называют «вайп». После вайпа сервер запускается снова, даруя возможность развиваться заново, что, по мнению игроков, и удерживает интерес к подобного рода проектам.

Не получилось стать влиятельной фигурой? Дождись вайпа или попробуй свои силы на любом другом политическом сервере, где с момента вайпа прошло немного времени.

«Мы множество раз пытались изменить подход перед повторным запуском сервера. Меняли правила, усложняли механизмы воздействия на развитие новичков. Знаешь что? У нас ничего не получилось. Чувак, теряется вся суть сервера. Представь, как круто видеть, когда комьюнити само создает историю. Мы лишь корректируем ее, чтобы читеры не мешали нормальным игрокам, и наблюдаем. Сценарии, которые они создают, просто взрывают мне мозг». — Elliot, гейммастер

Вайп для целевой аудитории — важный виток развития. С каждым вайпом они имеют шанс разыграть карты на политическом поле иначе, вырабатывая новые стратегии, заключая более выгодные союзы или совершая экспансии в отношении уже заранее объединенных государств.

Да, вы все верно поняли. Политическая война идет не только на сервере, но и вне его пределах. Пауза между вайпами это не неделька отдыха, а вполне удачное время для стратегических союзов и попыток собрать массовое пати для основания «Халифата».

Весь этот цикл жизни можно поделить на несколько ярких стадий.

  1. Запуск — первые несколько недель с момента вайпа. Этапу присуща высокая степень активности в социальных сетях, самым стабильным показателем онлайна и относительной дружелюбности к новичкам. Создаются первые города, начинается активная добыча ресурсов и застройка карты. Скажем так, все любят первые недели с момента запуска. Новые игроки могут влиться и освоить правила игры, а старички подключить все свои навыки (знакомства) и наиболее эффективным способом достигать первоначальных целей.
  2. Формирование — конец первого месяца. На карте мира уже отчетливо видны лидирующие коалиции, а города и общая архитектура сервера выглядит «обжито». Начинаются первые конфликты и немногочисленные стычки на почве личных ссор или обычной попытки спровоцировать кого-либо на объявление войны. Однако формируются и торговые пути, а ценообразование между игроками начинает принимать общий вид. Как правило в момент «формирования» крупные города уже не принимают новых игроков без опыта, фокусируя свое внимание на сплоченных коллективах и тех людях, которые стабильно находятся онлайн.
  3. Рассвет — начиная со второго месяца. На карте примерно 8-10 крупных стран и множество обособленных городов. Коллективы сформированы, склады ломятся от ресурсов. Социальные сети взрываются от ежедневных публикаций с хрониками битв и эмоциональными спорами. Новые города уже почти не образуются, а новичков, которые решили что-либо создать, съедают моментальными военными набегами, не давая не единого шанса развить поселение. Исчерпаемые ресурсы становятся настолько редки, что удержание территории с высоким уровнем таковых, автоматически называется стратегической точкой. Из-за нее нередки военные конфликты.
  4. Раздел — начало последнего месяца жизни сервера. Вся карта мира делится между 2-3 крупнейшими странами. Все остальные игроки либо уже присоединились к ним, либо покинули сервер до следующего вайпа. Эта стадия является классической, ведь независимо от обстоятельств всегда найдутся самые влиятельные и богатые государства, желающие подмять под себя всех остальных. Но несмотря на это, крупнейшие объединения не ведут войну между собой. Обычно тут начинается рассвет шпионажа и разведки. В ход идут любые методы. От попыток играть во время низкого онлайна противников, до фейковых ссор и вступления в ряды другого государства для сбора информации.
  5. Последний бой — последние 2-3 недели. Заключительный этап жизни политического сервера. Происходит какое-то событие, и крупнейшие государства объявляют войну. На последнем этапе остаются наиболее активные и опытные игроки, из-за чего битвы и планы наступлений превращаются в полноценное искусство. Фейки, нецензурщина, унизительные поражения и угрозы приехать в реале, чтобы разбить кому-то лицо.
  6. Вайп — вся деятельность игроков удаляется с сервера, и он уходит на техническое обслуживание до следующего запуска. Игроки обсуждают все в социальных сетях, делятся скриншотами и своими историческими хрониками. Часть игроков навсегда покидает сервер, другие же планируют новый подход к развитию своих государств.

Как вы могли понять, жизненный цикл сервера — фундаментальная часть «политиков». Его можно сравнить с затянувшейся партией в Civilization, где сменяются эпохи, но лидеры те же.

Комьюнити

Игроки подобных серверов стоят отдельной статьи. Мне никогда не приходилось сталкиваться с настолько токсичным, но при этом чрезвычайно сплоченным комьюнити.

Понимаете ли в чем дело, концепт таких проектов подразумевает бесконечную гонку вооружения. Большинство игроков не желает быть обычными пешками, а хочет сразу дорваться до власти, что почти невозможно при первом забеге на новом сервере. Либо у вас есть достаточно активных друзей, которых вы с легкостью можете позвать с собой, либо будьте готовы зарабатывать авторитет в глаза опытных «политиков».

Если конкретный проект прошел несколько циклов, то у него сформирована база старичков. Зайти и провозгласить что-то «своим» не получится, вас назовут «ноунеймом» и при первой же возможности сотрут в порошок. Из-за этого большая часть проектов работает по одной и той же схеме. Городами управляют опытные игроки, в то время как новички присоединяются к уже сформированным командам. Им предстоит изучить правила, пройти все круги ада и лишь наиграв десятки часов попасть в основной состав.

Не стану отрицать, новички часто нужны ради онлайна. Их втаптывают в грязь и убивают, если в их карманах есть хоть что-то ценное. Здесь с этим не церемонятся.

Получается эдакая дедовщина. Ты приходишь в новый коллектив, о тебя вытирают ноги и ты, обозленный на всех остальных, делаешь то же самое с остальными, будучи уже опытным игроком. Иначе никак, таким образом отфильтровывают слабых «казуалов», которым не место на политических серверах. Не можешь приспособиться? Иди играть в мини-игры в классическом Minecraft.

«Меня будто встретили с битами, избили до полусмерти, а после протянули руку и сделали членом семьи. Я не понял, что случилось, но кайфанул!» — FizzyDezz, игрок

Однако, если ты все же не поленился пройти все испытания и тупой фарм ресурсов, на который часто отправляют новичков, то попадаешь в активную и, что удивительно, дружелюбную тусовку «олдов», которые даже могут быть по разные стороны баррикад.

Динамика токсичности напрямую зависит от текущего этапа цикла сервера. Как только начинаются первые военные действия, комьюнити превращается в злых и красноречивых бойцов интернета. Ведь политическая деятельность сервера не оканчивается лишь внутриигровыми событиями, но и продолжается в социальных сетях. Порой там происходит самое интересное.

Токсичная тусовка и негативное отношение к новичкам сформировались не на ровном месте, тому есть целый ряд причин:

  • Предательство и дезертирство. Иногда игроки ради своих корыстных целей подставляют свою страну, будучи на какой-либо ответственной роли, втайне передавая противникам ресурсы или деньги. Или еще хуже — информацию внутри закрытого сообщества. Из-за этого в кругах «политиков» не принято целиком и полностью доверяться одному человеку, обязательно подключая нескольких ему на контроль. Все контролируют друг друга, но к этому можно привыкнуть.
  • Шпионаж. Тут история еще проще. Опытный игрок из другой страны регистрирует нового персонажа и под предлогом новичка втирается в доверие лидеру другого государства. Доказав свою опытность и навыки, он выжидает удобный момент и саботирует какую-либо отрасль или всю страну целиком. Заодно и планы сливает, если они становятся ему доступны. Именно поэтому новичков берут неохотно. Среди них всегда может быть кто-то засланный.
  • Шантаж переписками. Нередко игроки не гнушаются тем, что скринят расисткие или любые другие высказывания в общих чатах, чтобы в дальнейшем манипулировать людьми на сервере для своих корыстных целей. Нередко это приключается, если в коллективе игроков есть несовершеннолетняя девушка, в чей адрес прозвучал крайне откровенный комплимент от парня постарше.
  • DDoS в военных действиях. Любительские серверы Minecraft никогда не были самым защищенным местом на земле. В связи с этим целый ряд опытных игроков не ленятся устраивать небольшие DDoS атаки на сервер. Именно в тот момент, когда им это выгодно. На ваш город напали, а ваша команда еще спит или на учебе? Самое время устроить неожиданное падение сервера, пока все нужные участники битвы не доберутся до своих компьютеров.

И это далеко не все, на что готовы игроки ради виртуальной власти на сервере Minecraft. С одной стороны, это выглядит глупо, но отрицать их безграничную вовлеченность просто не получается. Впрочем, отсюда и весь негатив.

Прежде чем вы решите называть их странными, хочется рассказать и о положительных чертах комьюнити.

В рядах «политиков» принято писать исторические хроники крупных битв и событий на сервере. Пишут их в реальном времени и публикуют в социальных сетях. Если изначально не знать, что попал в сообщество по Minecraft, то можно неплохо так удивиться от битвы за Красноярск между Греческими Бородинцами и Халифатом, где в плен взяли Александра Македонского

Исторического тут только реальные игровые события. Сами же города, имена полководцев, лидеров, стран и все это может быть придумано самими игроками. Обычно перед вайпом все договариваются именовать города в близких эпохах, но из-за крайней степени токсичности — получается как всегда. Поэтому вам не стоит удивляться соседствующим Викингам и Имперцам имени «ГачиМучи»

Разнообразие в отыгрыше — визитная карточка политических серверов. При каждом вайпе игроки вновь выбирают путь, который им нравится больше. Хочешь стать легендарным предателем из Иерусалима и перебегать от города к городу, сливая их планы? Тебе не рады, но можно поступать и так. Желаешь отыграть мудреца шести путей, к которому приходят за советом из «Наруто»? Вперед, но сильно не обижайся, если твой дом сожгут, а ресурсы подорвут динамитом.

Minecraft всегда был о креативе — и крупные разработчики политических серверов об этом помнят, вводя лишь те ограничения, которые позволят игрокам сильнее погружаться в игровой процесс. Все остальное игроки сделают сами, дайте лишь почву.

Особенности

Каждый «политик» по-своему уникален. Даже на общем ядре они конкурируют за аудиторию своими нововведениями. Одни делают упор на катаклизмы и непредсказуемые игровые события, создавая «ивенты», к которым игроки не будут готовы. Другие же делают упор на болванчиков NPC, создавая целые линейки квестов, позволяя игрокам-одиночкам находить себе занятие и развиваться вне крупных городов.

Есть и проекты с RPG составляющей, где помимо общей концепции политики есть и прокачка характеристик персонажа. Вы развиваете город, зарабатываете деньги, а эти деньги пускаете в покупку билетов в специальные места «заданий», проходя которые, получаете очко способностей. Его можно пустить в улучшение навыков торговца, дающее более выгодные цены у NPC. Ну или вложиться в военное дело и улучшать наносимый урон под действием определенных зелий.

Как таковых классических «политиков» уже не осталось, они медленно умирают из-за ограниченности возможностей оригинального Minecraft. Бал правят те, кто придумывает новые и креативные плагины, улучшает ядро Towny и развивает проект после каждого вайпа.

Так, например, один из проектов прославился благодаря снижению уровня рутины, заменив скучную добычу ресурсов небольшими тематическими локациями. Вместо беготни по лесу в поисках грибов, разработчики ввели лес с рандомной генерацией грибов в строго определенных количествах. В связи с этим игроки приходили в этот лес и тратили значительно меньше времени на добычу, а разработчики точно знали, что у всех городов есть единый доступ к ресурсу, который не так просто найти в больших количествах.

Есть и попытки обратиться к опыту мобильного гейминга, где часть строений возводятся по заготовленному шаблону и ежедневно добывают на склад некое количество ресурса. Построил ферму с курицами — и она каждый день поставляет на склад от 20 до 30 курятины и яиц. Прокачал здание за игровую валюту, оно приобрело более красивый вид и приносит больше ресурсов. Если делать это самолично, то, естественно, получится больше ресурсов, но не всем интересно часами избивать бедных куриц.

Все это лишь конкретные фишки отдельно взятых серверов. Общий концепт неизменен — политика и борьба за власть.


Политические серверы всегда были обособленным феноменом на фоне своих «веселых» собратьев. Здесь не любят казуалов, но переживают истинный игровой опыт. Здесь не получится просто зайти поиграть пару часиков, надо сидеть сутками. Но если вы пройдете весь этот ад, то возможно откроете для себя Minecraft по-новому.

Сергей Родин