В конце февраля я рассказывал о том, что некоторые владельцы серверов Minecraft получили требование о необходимости приведения своих серверов в соответствие с правилами, определяемыми пользовательским соглашением. На всякий случай, напомню, что основным требованием был уход от принципа pay-to-win, которым руководствуются большая часть серверов при продаже «услуг» игрокам.

Прошло два месяца и мы становимся свидетелями активных действий со стороны Mojang — они реализовали механизм блокировки серверов на уровне клиента.

Minecraft 1.9.3 pre-release 2: никакого дежавю!

Официальный анонс версии Minecraft 1.9.3 pre-release 2 не содержал никакой информации о блокировки серверов, однако именно с этой версии она и была введена. Примечательно, что блокировка происходит на стороне клиента. То есть, начиная с верси 1.9.3 попытка подключиться к определённым адресам будет заканчиваться «отказом». Сейчас список «плохих серверов» включает уже 31 запись. Сервера в этом списке приведены в зашифрованном виде, однако большая часть из них уже расшифрована и известна.

Игроки, которые будут пытаться зайти на такой сервер будут получать сообщение о том, что адрес не доступен. block-can-not-connect

И вот это сообщение мне очень не нравится. Я понимаю, если бы выводилось соответствующее сообщение «Сервер заблокирован за нарушение правил», а тут имитируется сетевая ошибка. Словно Mojang, сам не верит в правильность своих действий и стыдливо маскирует блокировку под сообщение об ошибке сети.

Честно говоря, круче была бы только блокировка на уровне операционной системы (надеюсь, учитывая то кому сейчас принадлежит Mojang, это не окажется пророчеством ;))

Реакция сообщества

Реакция владельцев серверов в основном свелась к тому, что они выражают своё недовольствие и планируют игнорировать требования, просто не обновляясь на версию 1.9.3. Некоторые планируют менять политику, но только при условии жестких мер, которые к примеру, сделают невозможным играть на их серверах вообще.

Учитывая, что многие популярные сервера, ещё не обновились до 1.9, а используют 1.8 или даже 1.7, то они чувствуют себя в безопасности: расширяя функционал за счёт плагинов можно довольно долго использовать старые версии без боязни оттока игроков.

Тем не менее, на форуме spigot и в реддите появилось обращение к Mojang с требованием прекратить блокировку. Смысла приводить полный перевод я не вижу, поскольку передать его можно довольно кратко: подписавшиеся ратуют за судьбу средних серверов, поскольку в результате этой блокировки пострадают только они. Гиганты вроде Mineplex/Hipixel не пострадают (хотя некоторые считают, что Pay2Chat нарушает принципы EULA), а мелкие сервера останутся нетронутыми — просто потому, что они быстрее открываются чем их блокируют. Ну и заканчивается обращение призывом поднять волну в соцсетях, для чего предлагают пользоваться хэштегом #MicrosoftSaveMinecraft.

Можно ли обойти блокировку?

Вообще на месте владельцев серверов я бы не обольщался. Добавить поддержку списка блокировки в более ранние версии Minecraft — это дело техники. Никто не может гарантировать, что завтра, запуская в стандартном клиенте версию 1.8 или 1.7, Вы не получите дополнение в виде одного файла, который запретит Вам заходить на сервера из чёрного списка.

Тем не менее обойти блокировку можно. Сделать это можно будет либо при помощи модификации клиента (появление соответствующих модов — это вопрос времени) либо использованием альтернативного лаунчера с использованием собственной системы авторизации пользователей.

В первом случае, преимущества получат проекты, которые уже активно эксплуатируют моды. А вот учитывая второй способ, можно сказать, что…

Российские сервера блокировку не заметят!

Вы помните какой-нибудь крупный русскоязычный проект, который требовал бы наличие официального аккаунта Mojang? Свои клиенты, своя система авторизация, своя система скинов, свои моды…

В общем, можно больше ничего по этому поводу не говорить: реальность такова, что те кто уже плюёт на лицензии и нормально себя чувствует также нормально будет существовать с блокировками.

Зачем Mojang всё это нужно?!

Думаю, в Mojang, отлично понимают, что подобное решение не останется незамеченным. Любое «резкое движение», может иметь негативный эффект конечно не приведёт к оттоку игроков, но создаст дополнительный повод для спекуляций.

Поэтому и действия Mojang, носят достаточно осторожный характер. Думаю, что с самыми известными игровыми сетями, работа велась в персональном режиме, а может даже она и не потребовалась: там где дело организовано хорошо, умеют смотреть в будущее в том числе и читать EULA. В итоге, под «раздачу» попали сервера и сети, которые целью атаки выбраны не самые крупные сети, а средние сервера, которые действительно могут и не выжить на новых условиях. Ну или значительно потеряют в онлайне и прибылях. Либо начнут изобретать лаунчеры и уходить в подполье.

И тут, как мне кажется, прослеживается цель постепенной дискредитации серверов, с постепенным же перетягиванием их в Realms. Конечно, мы не знаем сколько игроков реально пользуется Realms, и как изменятся эти показатели после блокировки серверов. Тем не менее, цель вполне понятна: Realms сейчас активно развивается, в Minecraft Pocket Edition 0.15 будет реализована поддержка Realms и для мобильной редакции Майнкрафта. А значит всеми силами нужно проект продвигать и тут уже все средства хороши.

Жаль только, что фактически вместо серверов, Mojang пока может предложить что-то вроде «семейного сервера», для игры с братьями-сёстрами да очень близкими друзьями. На большее Realms, увы, пока не годится.